Оценка регулирующего воздействия

 

ДОКЛАДЫ О РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В МО "КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН"

Доклад о развитии и процедурах оценки регулирующего воздействия в МО "Каргасокский район" за 2016 год

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Извлечение из Федерального закона  от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Извлечение из Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"

Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 №96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

Закон Томской области от 17.11.2014 №156-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных правовых актов в Томской области"

Постановление Администрации Каргасокского района от 17.07.2015 г. №115 "Об утверждении Порядка организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Каргасокский район", подлежащих принятию Администрацией Каргасокского района, и Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Каргасокский район", принятых Администрацией Каргасокского района"

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Форма предложений для включения МНПА в Перечень актов, подлежащих экспертизе

Форма извещения о проведении публичных консультаций в целях ОРВ

Форма перечня вопросов при размещении уведомления о подготовке проекта МНПА

Форма Перечня вопросов, обсуждаемых в ходе публичных консультаций в целях ОРВ

Форма Сводного отчета о проведении ОРВ проекта МНПА

Форма Уведомления о подготовке проекта МНПА

Форма Экспертного заключения ОРВ

Потребности современных преобразований требуют кардинального изменения подхода к нормотворчеству. Центральным элементом системы эффективного регулирования в развитых странах является институт оценки регулирующего воздействия, основанный на анализе проблем и целей государственного регулирования, определении возможных вариантов достижения целей, а также оценке связанных с ними позитивных и негативных эффектов с целью выбора наиболее эффективного варианта в соответствии со специальными установленными процедурами.

Этап становления в России оценка регулирующего воздействия уже прошла. 22 марта 2010 г. Правительственная комиссия по административной реформе приняла решение о наделении Минэкономразвития России полномочиями по разработке методики оценки регулирующего воздействия и внедрению этой процедуры в практику. 15 мая 2010 г. Правительство России приняло постановление № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым фактически введена в действие процедура оценки регулирующего воздействия, а головным органом становится Минэкономразвития России. 7 мая 2012 г. был принят Указ Президента Российской Федерации № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», содержащий обязательное требование о внедрении оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации и переходе к 2014 году на работу с оценкой регулирующего воздействия в обязательном порядке. В дальнейшем были внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство, предусматривающие, в частности, обязательную реализацию процедур оценки регулирующего воздействия при принятии законов субъектов Российской Федерации, а также муниципальных нормативных правовых актов городских округов и муниципальных районов по перечню, определяемому законом субъекта Российской Федерации.

С 1 июля 2015 года вступили в силу изменения порядка проведения оценки регулирующего воздействия, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 83, которые внесли ряд таких доработок, как расширение предметной области оценки регулирующего воздействия, исчисление процедур в рабочих днях, вместо календарных и т.д. Основным новшеством изменений стало появление в российском законодательстве правила «одно принимаем – одно отменяем» (вступило в силу с 1 октября 2015 года), при котором каждое вновь введенное требование должно сопровождаться отменой существующего. Причем эти требования должны быть сопоставимы в монетарной оценке.

В развитие федерального законодательства Законодательной Думой Томской области принят закон Томской области от 17.11.2014 №156-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области». Упомянутым законом обязанность по проведению оценки регулирующего воздействия возложена на все городские округа и муниципальные районы Томской области, в том числе и на муниципальное образование «Каргасокский район».

Институт оценки регулирующего воздействия позволяет подойти системно к процессам введения, изменения и отмены правовых норм, регулирующих экономическую деятельность, и обеспечить, как следствие, существенное повышение качества регулирования и предсказуемости и обоснованности возможных изменений в нормативно-правовой базе экономической деятельности.

Важным элементом процедуры оценки регулирующего воздействия является проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами, которые позволяют выявить их позиции, сделать процесс рассмотрения интересов всех затрагиваемых новым регулированием групп прозрачным, обеспечить свободное заявление и возможность учета данных интересов.

Ключевые цели проведения процедуры оценки регулирующего воздействия:

  • Рассчитать выгоды и издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, других заинтересованных лиц, связанные с оплатой прямо установленных регулированием платежей, так и с прочими организационными расходами по выполнению вновь вводимых требований, включающими затраты трудового времени сотрудников, необходимые материалов, а также затраты на консультации и обучение;
  • Оценить воздействие регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность региона, конкуренцию и структуру рынков;
  • Обеспечить выбор наиболее эффективного варианта решения проблем;
  • Снизить риски, связанные с ведением нового регулирования и повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым органами местного самоуправления решениям.

На муниципальном уровне оценка регулирующего воздействия проводится при установлении обязательных требований к ведению бизнеса.

Итоговым результатом оценки регулирующего воздействия является повышение эффективности нормативного регулирования. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится, прежде всего, для выявления и исключения положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и соответствующих бюджетов - региональных и местных.

Инструментарий оценки регулирующего воздействия показывает риски и издержки для бизнеса. Процедура проведения оценки регулирующего воздействия включает в себя три обязательных элемента - анализ проблемы, решению которой посвящена новая нормотворческая инициатива, расчет возможных выгод или издержек бизнеса (оценка их обоснованности) и публичные консультации с представителями профессионального (экспертного) сообщества. По итогам готовится заключение об оценке регулирующего воздействия, содержащее свод мнений и выводы по всем проведенным этапам. Заключение либо положительное, что позволяет проекту акта пройти дальше (на стадию принятия), либо отрицательное - тогда его придется дорабатывать.

Оценка регулирующего воздействия - многоуровневая система, позволяющая комплексно оценить проект нормативного правового акта. Если математические расчеты неадекватны, всегда есть публичные консультации с бизнесом. В такой системе, как оценка регулирующего воздействия, главное открытость, прозрачность и возможность для экспертов или представителей органов власти выразить свое мнение на любом этапе проведения оценки. Применение оценки регулирующего воздействия значительно снижает вероятность ошибок, создает ситуацию, когда один человек решение принять не может.

Роль оценки регулирующего воздействия заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования. Зачастую это осуществляется путём монетизации потенциальных издержек и выгод нового регулирования, а также оценки его сторонних эффектов.

Основные этапы процедуры оценки регулирующего воздействия можно представить следующим образом:

  1. Формулировка и описание проблемы;
  2. Обоснование необходимости проведения оценки;
  3. Постановка целей оценки;
  4. Описание возможных вариантов достижения поставленной цели;
  5. Анализ представленных альтернатив (в том числе с помощью анализа издержек и выгод);
  6. Консультации;
  7. Выводы и результаты, представление рекомендуемого варианта (альтернативы), рекомендации по предпочтительной альтернативе;
  8. Реализация выбранной альтернативы и последующий мониторинг.

В рамках оценки регулирующего воздействия разработчик готовит обоснование проекта муниципального нормативного правового акта, размещает материалы на специальном портале в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», самостоятельно проводит публичные консультации и готовит свод мнений. Уполномоченный орган делает заключение уже на основании представленных данных. Уполномоченный орган также может собрать экспертов по теме проекта и дополнительно проработать вопрос. При этом важно, что разработчик, во-первых, меняет свою собственную систему мышления, подход к нормотворчеству - он начинает думать заранее, просчитывать риски и понимать ответственность. А во-вторых, видит, насколько прозрачна работа по оценке регулирующего воздействия. Расчеты, количество «за» и «против» с обоснованными аргументами - все это в открытом доступе.

Основными отличиями оценки регулирующего воздействия от широко распространённой практики финансово-экономического обоснования и технико-экономического обоснования нормативно-правовых актов являются:

- анализ возможных альтернатив регулирующего воздействия, в том числе с помощью анализа издержек и выгод;

- проведение публичных консультаций с группами лиц, на которых направлено регулирование, а также с прочими заинтересованными группами.

Администрацией Каргасокского района с 2015 года проводятся процедуры оценки регулирующего воздействия и экспертизы в соответствии с постановлением Администрации Каргасокского района от 17.07.2015 №115. Материалы процедур оценки регулирующего воздействия и экспертиз размещаются на официальном сайте Администрации Каргасокского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.kargasok.ru) в разделе «Открытый регион».

 

Просмотров этой страницы: 1659